О вездеходе

Немного про Hagglunds BV-206

В России, с её огромной территорией, разнообразными природными условиями, и минимумом дорог, внедорожная техника всегда была крайне востребована. Однако, еще с советских времен отечественный автопром производил лишь большие машины для соответствующих задач. Были разработки более компактных внедорожных транспортных средств – но выпускались они либо небольшими партиями, либо вообще в рамках экспериментального производства, а значит подавляющему большинству тех, кто испытывал острую потребность в подобных вездеходах, были недоступны. К тому же эти вездеходы отличались невероятно большим расходом топлива. Такая ситуация породила небывалый размах индивидуального технического творчества - ассортимент различных самоделок и по сей день поражает. Подавляющее большинство делалось из того, что есть под рукой, а также исходя из умения автора «проекта» - которого, к слову, как такового и не было зачастую. Нередко машины разрабатывались и строились «на глазок» - иногда получались весьма интересные транспортные средства, но чаще эти поделки были абсолютно нежизнеспособны. Естественно, что ни о более-менее удовлетворительных характеристиках, ни о качестве, ни тем более о серийности в таких условиях речи быть не может. А где нет более-менее крупной серии – там и о техподдержке говорить можно с большой натяжкой. В то же время за рубежом класс вездеходов относительно небольших размеров развивался весьма активно. Нередко это развитие стимулировали военные, выступая в роли главных заказчиков, да и гражданский спрос на такие машины присутствует. Легкие снегоболотоходы весьма востребованы везде, где низкая плотность населения, серьезный дефицит качественных дорог, и жителям приходится надеяться преимущественно на себя. Все-таки российская уникальность бездорожных ресурсов и труднодоступных мест зачастую преувеличена.

Лось из Швеции

Одной из таких машин является относительно небольшой гусеничный вездеход Hagglunds BV-206, в России известный как «Лось». История этой машины началась в 1974 году, когда шведская армия объявила конкурс на создание и производство легкого сочлененного вездехода. Требования у военных были весьма жесткие - что, впрочем, объясняется условиями эксплуатации этих машин и спецификой заказчика. Машина должна была безотказно работать и летом в болотах, и зимой на арктических просторах. На разработку и доводку BV-206 ушло 6 лет и около 5 миллионов долларов США. Результат столь долгой и дорогостоящей работы себя более чем оправдал – машинка, что называется, «выстрелила» - всего было выпущено около 11 миллионов вездеходов.

Первые серийные машины были поставлены

  • в шведскую армию в конце 1980 года.
  • В 1981 году список эксплуатантов пополнился армиями Норвегии и Великобритании.
  • 1983 - армия США заказывает 318 машин для эксплуатации на Аляске.

Впоследствии было сделано еще два заказа. Её закупили армии Франции Сингапура, Финляндии, Канады. Несмотря на то, что BV-206 родом из далеко не южной страны, он активно эксплуатируется военными Испании, Израиля, Малайзии… Список весьма неполный. Немало вездеходов и в гражданской эксплуатации.

Секрет успеха

Гусеничный движитель всегда привлекал конструкторов внедорожной техники – именно такой вариант позволяет добиться минимального удельного давления на грунт, наилучшего распределения веса и максимального пятна контакта. Все эти преимущества и удалось реализовать создателям вездехода «Лось». Машина имеет самое низкое удельное давление на грунт – 0,12 кг./кв.см. при полной загрузке. Это примерно в 3 раза меньше, чем давление на грунт у взрослого человека.

На практике это означает, что:

  • вездеход способен перемещаться по тундре даже там, где движение гусеничной техники запрещено, так как не повреждает растительный покров;
  • BV-206 уверенно движется, не проваливаясь, даже по глубокому свежевыпавшему снегу;
  • вездеход способен передвигаться по болотистым, топким грунтам.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_01.jpg

«Лось»

построен по сочлененной схеме, нередко её называют «ломающаяся рама». Один из минусов такого решения – разделение полезного объема кузова на два отделения, расположенных в разных половинках машины. Однако такая схема обладает несколькими существенными преимуществами.

«Классический»

гусеничный вездеход совершает маневры при помощи подтормаживания одной из гусениц. Такое решение обеспечивает маневренность, и вызывает повышенный износ движителя, а также разрушает растительный покров. Большинству из тех, кто иногда выбирается из городов, знакомы распаханные гусеничной техникой повороты. Особенно это опасно в тундре – растительный покров восстанавливаются крайне медленно. Снегоболотоход «Лось» поворачивает за счет излома рамы – а значит и износ гусениц минимален (как и риск «снять» её с катка при неосторожном маневре), и характерные рытвины на земле отсутствуют. Дополнительным преимуществом такой схемы стало управление – у «Лося» нет характерных тракторных рычагов. В кабине расположены знакомые любому автомобилисту руль, селектор АКПП, и две педали.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_02.jpg

Считается, что вездеходные качества машины, построенной по такой схеме, немного выше «классической». За счет того, что рама умеет «ломаться» не только в горизонтальной, но и вертикальной плоскости, «Лось» более уверенно движется по неровностям, буквально «огибая» их. К тому же одна из половинок машины может выступать в роли эффективного тягача - застрявшую кабину «хвост», как правило, уверенно вытягивает. Подготовленному водителю такая схема может помочь избежать опрокидывания вездехода – при опасном крене вездеход достаточно «сложить» в сторону возможного переворота. Это увеличит запас устойчивости. К слову, «Лось» весьма устойчив - несмотря на то, что кажется склонным к опрокидыванию. Это исключительно визуальный эффект, возникающий из-за того, что ширина кузова меньше его высоты, а расстояние между гусеницами весьма невелико. Но высокий кузов достаточно легкий, а все наиболее тяжелые узлы и детали установлены по возможности низко. В итоге центр тяжести «Лося» располагается достаточно невысоко.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_03.jpg

Амфибийнсть не в теории

Вездеход «Лось» - это амфибия, и плавать он способен даже с полной загрузкой. Перед форсированием водной преграды необходимо лишь закрыть специальные клапаны, в целях безопасности открыть аварийные люки на крыше и включить откачивающие помпы. В качестве движителя используются гусеницы – развитые грунтозацепы уверенно гребут в воде.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_04.jpg

Скорость движения невысока – 4-5 км/ч, что сравнимо со скоростью пешехода. Но «Лось» все-таки не скоростной катер, он рассчитывался исключительно для периодического форсирования водных преград. Основной ареал его обитания - суша, а на ровной местности он может разгоняться до 50 км/ч. Для таких задач его конструкция оптимальна.

Конструкция

  • Основная силовая установка для Hagglunds – бензиновый V-образный 6-тицилиндровый двигатель Ford. Применяется он в паре с 4-хступенчатым гидромеханическим «автоматом» Mercedes. Вездеход с такой силовой установкой отлично работает на морозе и обладает хорошими скоростными характеристиками. Карбюраторный двигатель непривередлив к качеству топлива.
  • Также на вездеходе могут быть установлены рядные 5-ти или 6-тицилиндровые дизели Mercedes, в паре с автоматической коробкой передач этого же производителя. Вездеход с дизельным двигателем менее динамичен – но гораздо более тяговит, и более экономичен по расходу топлива.
  • Стоит отметить, что и двигатели, и АКПП широко применяются на легковых автомобилях – а значит проблем с комплектующими и техобслуживанием нет.
  • Раздаточная коробка «Лося» обеспечивает распределение крутящего момента на все гусеницы. В коробке две передачи и нейтраль. На ведущие звездочки крутящий момент передается через дифференциалы. Все приводы карданные.
  • Кабины изготовлены из армированног о полимера. Несмотря на свойственное нашим соотечественникам некое скептическое отношение ко всему, что сделано не из металла толщиной от 3 мм., BV-206 получился весьма прочным – у военных такой выбор материала претензий не вызвал. Да и рабочий диапазон температур (от -40 до +46) вполне соответствует предполагаемым условиям эксплуатации вездехода.
  • Каждая секция вездехода оснащена водооткачивающими помпами и отопителями, работающими от системы охлаждения двигателя.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_09.jpgb_200_150_16777215_00_images_obv206_07.jpg

Где востребован?

В России Hagglunds востребован как у частных владельцев, так и у организаций. Путешественники, охотники и рыбаки нашли в нем незаменимого помощника, обеспечивающего уверенное передвижение практически по любой местности, и даже форсирование водоемов.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_05.jpg

Хорошая вместимость пришлась весьма кстати у корпоративных эксплуатантов. Нефтяная и газовая сферы, связисты, МЧС, силовые структуры – у всех подобных организаций всегда была потребность в небольшом, но вместительном и экономичном, действительно вездеходном транспортном средстве. Простая, функциональная конструкция позволяет использовать «лося» в качестве шасси для различных вариантов спецтехники.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_06.jpg

Наша компания располагает самым крупным в России складом вездеходов, а также собственной производственно-технической базой. Мы готовы не только поставить Вам вездеход, но и провести весь комплекс доработок, исходя из Ваших потребностей, а также организовать доставку практически в любую точку страны. Наши партнеры – профессионалы, готовые оказать Вам весь комплекс дополнительных услуг. Обратитесь к нам – и мы найдем оптимальный вариант сотрудничества.

b_200_150_16777215_00_images_obv206_08.jpg